|
С
чего начинается клуб? Не клуб авторской песни, а вообще творческое
объединение "по интересам"? С помещения для сборов и с шефа для общего
руководства? Отчасти да. Но ни стены, ни руководитель не способны
превратить клуб (место встречи) в Клуб (творческую единицу). Нужно еще
что-то, некая искра, которая зажгла бы огонь со-творчества,
со-товарищества, - огонь, соединяющий разрозненных людей в единое
многомерное целое.
Собственно,
клуб "Четверг" начался с "Топоса" - традиционного политеховского
фестиваля, старейшего фестиваля авторской песни в Петербурге. Когда в
начале 1992 года старшекурсники ЛПИ Владимир Розенбаум и Алексей Дудин
при поддержке руководства Студенческого клуба ЛПИ (директор Вячеслав
Леонидович Бесценный и худрук Виктор Алексеевич Соколов) и Клуба
авторской песни "Ваганты" возродили, казалось бы, погибший "Топос"
(фестиваль к тому моменту не проводился уже более двух лет), встал
вопрос: а что дальше? Собираться раз в год для проведения "Топоса" или
же попытаться сделать что-то большее? В итоге, в мае 1992-го клуб
авторской песни (пока еще без названия) получил помещение в одном из
корпусов политеховского студгородка. Руководителем стал Алексей Дудин...
Неоценимую
помощь в становлении нового творческого объединения оказали коллеги
Алексея и Владимира по "Вагантам" - Антон Пулит, Алексей Богословский,
Мария Булат, Ирина Пиотровская, Алексей Жгарев, Мария Кугушева,
Александр Балясный... С подачи Маши Кугушевой в клубе появились Лидия
Шейнина и Надежда Трифильцева - вчерашние школьницы, талантливые авторы
и исполнительницы. Именно появление Лиды и Нади стало тем самым
катализатором, ускорившим превращение клуба в Клуб.
Кстати,
своим названием "Четверг" обязан как раз Лиде Шейниной. Когда стало
очевидно, что новорожденный клуб не загнулся, встал вопрос: "А как
именоваться-то будем?" После отказа от десятка с лишним вариантов
остановились на "Четверге", предложенном Лидой. Кстати, не ищите в этом
названии какого-нибудь подтекста. Все просто: именно четверг на тот
момент был клубным днем...
Второй
ключевой момент в истории клуба - появление в его рядах обширной
творческой группы из городской молодежной газеты "Сорока", где на тот
момент работал Алексей Дудин. Произошло это в период с весны 1993 года
по осень 1994-го. В клуб пришли известные ныне писатели Антон Первушин
и Николай Большаков, переводчик Дмитрий Старков, актриса Надежда
Государева, поэты и исполнители Ольга Гребнева, Владимир Егоров, Ольга Зябликова, Алексей Ильин, Евгений Карпов, Татьяна Карпова, Ольга Карпова, Наталья Копкина, Игорь Решетов, Татьяна Сурикова, Елена Хибенкова, многие другие интересные люди... С тех пор "Четверг" и "Сорока" стали понятиями во многом родственными.
Вполне
закономерно, что пополнение рядов "Четверга", в основном, ведется через
проводимые клубом фестивали "Топос" (к концу 90-х он вновь обрел свою
"доперестроечную" популярность) и "Эхо". Так в составе "Четверга"
появились Ася Анистратенко, Владимир Безносов, Артем Вахитов, Александр Гинзбург, Арсений Глазков, Александра Куманейкина, Елена Максимова, Влад Нечаев, Ирина Соколова, Сергей Яроцкий и другие.
Есть и
другой, не менее действенный способ: как в лучших клубах Лондона и
Эдинбурга, - друзья приводят друзей. Так в клуб влились Александр Бутягин, Алексей Дзевицкий, Александр и Елена Евдокимовы, Дмитрий Еленский, Дарья Зуева, Олег Карпов, Михаил Коган, Дмитрий Коломенский, Евгения Ланцберг, Наталья Пащенко, Сергей Рубашкин, Татьяна Черкасская, Олег Чижов...
У
каждого клуба есть свое лицо. Физиономия "Четверга" характеризуется
несколькими принципиальными чертами. Во-первых, это уважение к
творческой манере авторов и исполнителей, уважение к творчеству как
таковому - в русле каких бы музыкальных или литературных направлений
оно ни находилось. В клубе как раньше, так и теперь преобладают не
слушатели, а творцы (впрочем, и слушателям мы рады!). Во-вторых, в
"Четверге" действует принцип "гитара по кругу". Действует не как
мертвая традиция, своебразный "бардовский" фетиш, а в качестве
единственно возможного способа услышать всех, кто к нам приходит - будь
то автор песен или автор стихов, новичок или старожил. В-третьих, пока
человек поет, у нас принято не разговаривать, а слушать.
Фестивали
и концерты, организуемые клубом "Четверг", ныне популярны не только в
Санкт-Петербурге, но и за его пределами. Нам очень приятно, что в них
принимают участие многие известные авторы-исполнители, которых мы
считаем хорошими друзьями: Татьяна Алешина, Константин Арбенин, Михаил Башаков, Мария Булат, Вячеслав Вахратимов, Светлана Ветрова, Мария Гескина, Олег Городецкий, Сергей Гринберг, Наталья Гудкова-Сарпова, Евгений Исакевич, Михаил Капустин, София Карабинская, Вячеслав Ковалев, Андрей Коган, Мария Кочеткова, Виталий Кульбакин, Ольга Макеева, Ольга Семенова, Андрей Стрелков, Михаил Трегер, Антон Трофимов, Сергей Труханов, Лев Юфит, Николай Якимов и другие. Кроме того, многие участники фестивалей "Топос" и "Эхо" стали нашими добрыми товарищами...
Сегодня
клуб "Четверг" - это сообщество талантливых поэтов и музыкантов,
художников и педагогов, не стремящееся шествовать проторенной дорогой
КСП, а выбирающее свой самостоятельный творческий путь. Таков сегодня и
"Топос" - любимое детище "Четверга" - наверное, самый "пограничный" из
всех фестивалей авторской песни, не зажатый в узкие рамки пресловутых
"трех аккордов". Фестиваль, где во главу угла ставится поэтический и
музыкальный талант, а не принадлежность к "нашим" или "не нашим"...
|