Клуб авторской песни "Четверг"
ПерсоналииИстория клубаСтарая гвардияНаши друзьяФотогалереяФонотекаФестиваль "Топос"Фестиваль "Эхо"Гостевая книгаПресса о насПолезные ссылкиГитарная школа
С чего начинается клуб? Не клуб авторской песни, а вообще творческое объединение "по интересам"? С помещения для сборов и с шефа для общего руководства? Отчасти да. Но ни стены, ни руководитель не способны превратить клуб (место встречи) в Клуб (творческую единицу). Нужно еще что-то, некая искра, которая зажгла бы огонь со-творчества, со-товарищества, - огонь, соединяющий разрозненных людей в единое многомерное целое.

Собственно, клуб "Четверг" начался с "Топоса" - традиционного политеховского фестиваля, старейшего фестиваля авторской песни в Петербурге. Когда в начале 1992 года старшекурсники ЛПИ Владимир Розенбаум и Алексей Дудин при поддержке руководства Студенческого клуба ЛПИ (директор Вячеслав Леонидович Бесценный и худрук Виктор Алексеевич Соколов) и Клуба авторской песни "Ваганты" возродили, казалось бы, погибший "Топос" (фестиваль к тому моменту не проводился уже более двух лет), встал вопрос: а что дальше? Собираться раз в год для проведения "Топоса" или же попытаться сделать что-то большее? В итоге, в мае 1992-го клуб авторской песни (пока еще без названия) получил помещение в одном из корпусов политеховского студгородка. Руководителем стал Алексей Дудин...

Неоценимую помощь в становлении нового творческого объединения оказали коллеги Алексея и Владимира по "Вагантам" - Антон Пулит, Алексей Богословский, Мария Булат, Ирина Пиотровская, Алексей Жгарев, Мария Кугушева, Александр Балясный... С подачи Маши Кугушевой в клубе появились Лидия Шейнина и Надежда Трифильцева - вчерашние школьницы, талантливые авторы и исполнительницы. Именно появление Лиды и Нади стало тем самым катализатором, ускорившим превращение клуба в Клуб.

Кстати, своим названием "Четверг" обязан как раз Лиде Шейниной. Когда стало очевидно, что новорожденный клуб не загнулся, встал вопрос: "А как именоваться-то будем?" После отказа от десятка с лишним вариантов остановились на "Четверге", предложенном Лидой. Кстати, не ищите в этом названии какого-нибудь подтекста. Все просто: именно четверг на тот момент был клубным днем...

Второй ключевой момент в истории клуба - появление в его рядах обширной творческой группы из городской молодежной газеты "Сорока", где на тот момент работал Алексей Дудин. Произошло это в период с весны 1993 года по осень 1994-го. В клуб пришли известные ныне писатели Антон Первушин и Николай Большаков, переводчик Дмитрий Старков, актриса Надежда Государева, поэты и исполнители Ольга Гребнева, Владимир Егоров, Ольга Зябликова, Алексей Ильин, Евгений Карпов, Татьяна Карпова, Ольга Карпова, Наталья Копкина, Игорь Решетов, Татьяна Сурикова, Елена Хибенкова, многие другие интересные люди... С тех пор "Четверг" и "Сорока" стали понятиями во многом родственными.

Вполне закономерно, что пополнение рядов "Четверга", в основном, ведется через проводимые клубом фестивали "Топос" (к концу 90-х он вновь обрел свою "доперестроечную" популярность) и "Эхо". Так в составе "Четверга" появились Ася Анистратенко, Владимир Безносов, Артем Вахитов, Александр Гинзбург, Арсений Глазков, Александра Куманейкина, Елена Максимова, Влад Нечаев,  Ирина Соколова, Сергей Яроцкий и другие.

Есть и другой, не менее действенный способ: как в лучших клубах Лондона и Эдинбурга, - друзья приводят друзей. Так в клуб влились Александр Бутягин, Алексей Дзевицкий, Александр и Елена Евдокимовы, Дмитрий Еленский, Дарья Зуева, Олег Карпов, Михаил Коган, Дмитрий Коломенский, Евгения Ланцберг, Наталья Пащенко, Сергей Рубашкин, Татьяна Черкасская, Олег Чижов...

У каждого клуба есть свое лицо. Физиономия "Четверга" характеризуется несколькими принципиальными чертами. Во-первых, это уважение к творческой манере авторов и исполнителей, уважение к творчеству как таковому - в русле каких бы музыкальных или литературных направлений оно ни находилось. В клубе как раньше, так и теперь преобладают не слушатели, а творцы (впрочем, и слушателям мы рады!). Во-вторых, в "Четверге" действует принцип "гитара по кругу". Действует не как мертвая традиция, своебразный "бардовский" фетиш, а в качестве единственно возможного способа услышать всех, кто к нам приходит - будь то автор песен или автор стихов, новичок или старожил. В-третьих, пока человек поет, у нас принято не разговаривать, а слушать.

Фестивали и концерты, организуемые клубом "Четверг", ныне популярны не только в Санкт-Петербурге, но и за его пределами. Нам очень приятно, что в них принимают участие многие известные авторы-исполнители, которых мы считаем хорошими друзьями: Татьяна Алешина, Константин Арбенин, Михаил Башаков, Мария Булат, Вячеслав Вахратимов, Светлана Ветрова, Мария Гескина, Олег Городецкий, Сергей Гринберг, Наталья Гудкова-Сарпова, Евгений Исакевич, Михаил Капустин, София Карабинская, Вячеслав Ковалев, Андрей Коган, Мария Кочеткова, Виталий Кульбакин, Ольга Макеева, Ольга Семенова, Андрей Стрелков, Михаил Трегер, Антон Трофимов, Сергей Труханов, Лев Юфит, Николай Якимов и другие. Кроме того, многие участники фестивалей "Топос" и "Эхо" стали нашими добрыми товарищами...

Сегодня клуб "Четверг" - это сообщество талантливых поэтов и музыкантов, художников и педагогов, не стремящееся шествовать проторенной дорогой КСП, а выбирающее свой самостоятельный творческий путь. Таков сегодня и "Топос" - любимое детище "Четверга" - наверное, самый "пограничный" из всех фестивалей авторской песни, не зажатый в узкие рамки пресловутых "трех аккордов". Фестиваль, где во главу угла ставится поэтический и музыкальный талант, а не принадлежность к "нашим" или "не нашим"...